+7 (495) 127-07-89
+7 (499) 348-87-88
+7 (495) 127-07-89
+7 (499) 348-87-88
Основная задача бухгалтера в глобальном смысле – запись хозяйственных операций в бухучете предприятия или предпринимателя. Специфика бизнеса и налоговый режим определяют количество таких операций, но базовые принципы их учета остаются неизменными. В нашем материале: понятие хозяйственных операций, их виды и отражение в бухучете, а также основные проводки.
Содержание:
По смыслу бухгалтерского законодательства, хозяйственные операции это факты из финансово-хозяйственной жизни компании, которые тем или иным образом влияют на ее финансовый результат или движение денежных средств.По сути это практически все действия предпринимателя, в рамках ведения бизнеса, к примеру, заключение сделок с поставщиками и заказчиками, приобретение материальных и нематериальных активов, получение или выдача займов, начисление и уплата зарплаты, налогов, взносов и т.п.
Все хозяйственные операции оформляются первичными документами, которые должны быть сделаны либо в момент совершения операции, а если это невозможно, то сразу после (статья 9 ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Формы первичных документов могут быть утверждены законодательно, к примеру, товарная накладная, либо утверждаться руководителем хозяйствующего субъекта. В любом случае есть обязательный список реквизитов, который должен содержать первичная документация:
Подробнее о первичных документах в статье 9 Закона о бухучете от 06.12.2011 № 402-ФЗ.
Хозяйственные операции классифицируют по этапам производственной деятельности организации, на которых они совершаются. Так, факт финансово-хозяйственной жизни могут относиться к 1) снабжению, 2) производству 3) реализации.
Также хозяйственные операции разделяют в зависимости от того, как они влияют на баланс. Тут надо напомнить, что Актив баланса это оборотные и внеоборотные активы, то есть имущество компании, которым оно располагает для ведения предпринимательской деятельности. В Пассиве баланса мы увидим все источники, счет которых и был сформирован Актив (имущество).
Исходя из понимания сущности Актива и Пассива, выделяют 4 типа хозяйственных операций:
Примеры бухгалтерских операций с проводками
1 Тип, влияющий на Актив
Дт – 41 Кт 60 Поступление товара от поставщика
Дт – 51 Кт 62 Получен аванс от заказчика
Дт – 58 Кт 76 Выдан займ контрагенту
Дт – 91 Кт 66 Начислен процент по полученным кредитам
2 Тип влияющий только на Пассив
Дт – 73 Кт 91 Начислен процент по предоставленному займу сотруднику
Дт – 60 Кт 51 Оплата поставщику за оказанную услугу
Дт – 80 Кт 75 Уменьшение уставного капитала
Дт – 96 Кт 70 Начисление отпуска сотруднику за счет резервов по отпускам
3 Тип, увеличивающий и Актив и Пассив
Дт – 20 (25,26,44) Кт 08 Начислена амортизация по НМА
Дт – 20 (25,26,44) Кт 71 Начислены суточные сотруднику
Дт – 76 Кт 91 Начисление штрафных санкций за нарушение обязательств по контракту
Дт – 08 Кт 70 Начислена заработная плата за монтаж ОС собственными силами
4 Тип, уменьшающий и Актив и Пассив
Дт – 91 Кт 52 Отражена отрицательная курсовая разница
Дт – 60 Кт 10 Возврат поставщику материалов
Дт – 68 Кт 19 Сторнирован НДС ранее принятые к вычету
Дт – 69 Кт 51 Возврат переплаты из внебюджетного фонда
Чтобы установить вид конкретной операции, необходимо знать план счетов и понимать структуру баланса. Быстро сориентироваться поможет следующая шпаргалка:
1 факты, которые влияют лишь на Актив – Дт увеличивается, Кт. снижается, баланс не меняется, по корреспонденции оба счета активные.
2 операции, влияющие только на Пассив – Дт уменьшается, Кт растет, баланс также не меняется, а по корреспонденции оба счета пассивные.
3 смешенные операции, увеличивающие Актив и Пассив- показатели Дт, Кт и баланс растут, по корреспонденции Дт - активный, Кт- пассивный.
3 смешенные операции, уменьшающие Актив и Пассив- показатели Дт, Кт и баланс снижаются, по корреспонденции Дт – пассивный, Кт- активный.
Бухгалтерская проводка - это отражение на корреспондирующих (связанных между собой) счетах бухучета финансово-хозяйственных операций в денежном выражении. Для бухгалтерских проводок применятся правило двойной записи - по Дебету и по Кредиту.
В России система бухгалтерских счетов сформирована в «Плане счетов бухгалтерского учета», утвержденного Приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н, где проводки сгруппированы в зависимости от объектов и целей учета.
Все проводки условно можно разделить на 2 вида:
Также проводки бывают:
- реальными (отражают фактическую операцию);
- условными (используется для операций, которых фактически не было, например для переноса);
- корректирующми (которые уточняют или исправляют показатели).
Чтобы в бухучете правильно сформировать проводку по хозяйственной операции необходимо соблюдать определенный алгоритм действий:
Шаг 1. Отражаем ее в первичной документации.
Шаг 2. Выясняем, каких объектов бухучета касается операция
Шаг 3. Определяем корреспонденцию счетов (какой у счетов будет Дебет и Кредит)
Шаг 4. Записываем проводку – отражаем факт хозяйственной жизни на соответствующих счетах по Дебиту и Кредиту.
Понять, как правильно сформировать проводку, поможет наша шпаргалка:
Обратный звонок
Обратная связь
Найти на сайте
Заказ обслуживания
Сообщение отправлено
Ваше сообщение отправлено, наш специалист свяжется
с Вами в ближайшее время